Важное, Жизнь Церкви, Личности, Общество

Капелланы Украины: кто они и чем занимаются

В июне в Киеве прошел V Конгресс капелланов, которую проводила Ассоциация профессиональных капелланов Украины (АПКУ). Корреспондент БОГ.NEWS стала участником трехдневного события, чтобы ближе познакомиться с профессией «капеллана» и пообщаться с активными представителями.

Капеллан (от лат. «Capellanus») или военный священник – в христианских церквях и других религиозных организациях разных стран мира – это представитель духовенства, которому на постоянной основе поручается пастырская опека над каким-то сообществом или особой группой верующих.

Капеллан – это не только военный священник. Направлений капелланского служения много: военное, госпитальное, тюремное, морское, спортивное, муниципальное, полицейское.

Кто такие капелланы и в чем состоит их призвание, рассказал президент Ассоциации профессиональных капелланов Валерий Труфанов:

«Помните притчу о добром самарянине? В ней точно описаны практические действия капеллана. Там, где человек страдает, находится в психофизиологических сложностях (особенно армия, тюрьма, спортивная команда, госпиталь), где на него обрушивается масса нагрузок, там начинается институт капелланства. Капеллан должен соответствовать определенным качествам, в нем должно быть заложено священство, человечность, этика, мораль, культура, познания психологии. Это целый путь. Например, чтобы стать капелланом в США надо учиться 10 лет. Когда я ездил в Америку на капелланское обучение, то увидел, что там при слове «капеллан» тебе отдают честь. Все потому что за 260 лет практики мирового капелланского движения они завоевали огромный авторитет в обществе. Волонтер – это тот, кто зачастую помогает временно, а капеллан находится в коллективе на постоянной основе. Он встречается с людьми постоянно, и только тогда его деятельность эффективна. Психологи есть в каждом подразделении армии, но ничего не меняется: алкоголизм, наркотики, непослушание. Сегодня двух третьих потерь на фронте – это не боевые потери, а то, что связанно с отношениями между людьми и в добавку много суицида. А кто должен все это останавливать?»

Капелланы, которые служат в различных направлениях, рассказали о своем служении, трудностях и успехах.

Лебедев Геннадий – военный капеллан в корпусе морской пехоты, пастор церкви (Николаев):

«Мой статус в трудовой книге записан как «Военный священник-капеллан». Моя работа заключается в том, что я даю пасторское попечение, установки для военнослужащих срочной службы, офицеров и воинов-контрактников. Суть моей работы – нести Слово Истины, молиться, проводить мероприятия, работать не только с военными, но и с их семьями. Мы работаем также с детками военнослужащих, организуем для них мероприятия. Для жен военнослужащих при нашей церкви есть женский клуб, где раз в месяц мы проводим тематические встречи. Таким образом хотим укрепить их духовное и поддержать моральное состояние, утвердить душевное равновесие.

На моей работе многие грани стираются. Я никогда не буду давить на военных по поводу того, что они должны стать христианами, членами той или иной конфессии. Сила капелланства в том, что есть возможность в образе священника объединять людей. При любой возможности я учу людей молиться, принимать любовь Божью в свою жизнь, осознавать, что молитва – это тоже оружие. Я, как священник-капеллан, не даю лицензию на убийство, я даю лицензию в молитве на защиту. Моя задача – показать, что церковь – это не религия, что она, как и Бог, стоит над государством и политикой.

В нашей бригаде процент суицида незначительный. За 2 последних года в нашей бригаде численностью в 1,5 тысячи человек был только один случай. Я благодарен Богу за мудрость и слова утешения, которые Он дает мне, чтобы общаться с родителями, семьями, родственниками погибших. На передовой люди открыты для Бога, и это хорошая возможность нести Евангелие».

Пока наш журналист общалась с Геннадием, ему пришло сообщение на телефон: «Не хочу жить…». Он в тот же момент начал общаться с отправителем. Этот поступок – наглядный пример служения капеллана.

Латышева Жанна, муниципальный капеллан, капитан милиции на пенсии (Кривой Рог):

«Мое служение – это работа с детьми. То, что закладывают в ребенка в детстве влияет на его будущее. Уже 5 лет я провожу детские летние лагеря по программе “Суперкнига”. За пять лет из двух сел и 35-ти детей мы дошли до 25-ти населенных пунктов и 500 детей в этих лагерях. Основная задача – не просто сделать интересным лето для ребенка, но успеть посеять в его жизнь правильное семя. Кроме летних лагерей, в течение учебного года мы проводим в школах клубы «Суперкниги». Кстати, эта программа рекомендована министерством образования для 1-4 и 4-6 классов. Для подростков мы запустили клуб «Десяточка». Также регулярно проводим лекции в школах по профилактике ВИЧ, СПИД.

Во всех наших программах, мы говорим о Боге и общих человеческих ценностях, семье, здоровье. Кроме работы с детьми есть и работа с родителями. Директора школ дают возможность выступать на родительских собраниях. Сейчас действительно хорошая обстановка, чтобы идти в школы и нести христианские ценности. Никогда не возникают трудности с руководством учебных заведений, они наоборот очень открыты. Сложность в том, мало тех, кто хочет стать капелланами».

Безвершенко Сергей, капеллан морского общества, пастор церкви (Одесса):

«Мы служим в пяти украинских портах гражданским морякам, которые приходят в порты, и морякам, которые живут в Украине. Высокая интенсивность работы, серьезное психологическое давление, краткость стоянки, не всегда качественный отбор персонала, что попадает на борт, часто способствуют суицидам и убийствам внутри команды. На сегодняшний день суицид занимает 6% от всех смертей в море, а 2,5% — это люди, которые просто пропали и их так и не нашли. Сейчас из-за коронавируса морякам строго запрещен сход с корабля, и это очень сложно для экипажа. Поэтому я оказываю так же социальную помощь: покупаю и передаю им вещи первой необходимости, продукты, все что надо, кроме алкоголя и табака. Христианскую работу я делаю столько, столько меня просят. Если хотят, чтобы я совершил богослужения, то я, как пастор церкви имею полномочия совершать его для всех желающих на судне на английском языке. Также я работаю с семьями моряков, чтобы вторичная травма не привела к трагическим последствиям среди родственников. Был случай, когда жена винила себя в том, что отправила мужа в рейс, хотя он не хотел. После 9 дней на судне он умер, и эта потеря сильно отразилась на ее душевном состоянии. Я много разговаривал с ней, помогая освободиться от плохих мыслей, предостерегая от желания оставить своих детей полностью сиротами.

Работа моряка не такая и легкая, как всем казалось раньше. Чтобы понять лучше жизнь моряков, один турецкий капитан как-то рассказал мне такой пример: “Представь себе, что тебе на работе дают бесплатные обеды. Это хорошо? Да, хорошо! Но представь, что ты кушаешь этот обед один день, второй день, а потом решаешь, что тебе это не нравиться. Что ты делаешь? Говоришь «спасибо» и идешь кушать в другое место. Да, за свои деньги, но ты кушаешь там, где тебе нравиться. Так вот, когда человек находится на пароходе, не важно даже сколько он зарабатывает, он все равно не может никуда выйти и должен кушать то, что приготовил единственный повар на борту”. Вот это типичная ситуация, в которую вовлечены все моряки».

По словам президента Ассоциации профессиональных капелланов Валерия Труфанова, капеллан – это не просто профессия, это призвание служить людям на постоянной основе. Сейчас в украинской Ассоциации профессиональных капелланов около 700 капелланов разного направления, но для эффективного преображения страны должны быть более 30 тысяч капелланов.

«Цель нашей Ассоциации – капелланская деятельность и влияние в Украине, духовное возрождение народа, оздоровление нации. Не хватает людей, которые готовы выйти из своей зоны комфорта ради такого служения, поэтому призываю епископов, пасторов, дьяконов не боятся делегировать своих членов церкви для капелланской деятельности», — сказал он.

 Диана Дудченко специально для БОГ.NEWS

Предыдущая статьяСледующая Статья
Комментарии
  • Disqus
  • Facebook
  • Google Plus
3.2k 
3.6K 
6.4k 
496 
900