Аналитика, Важное, Исследование

Чему ранняя церковь может научить нас о коронавирусе?

Ранней церкви были известны эпидемии, язвы и массовые истерии. Согласно христианским и нехристианским источникам, одним из главных катализаторов взрывного роста церкви в первые годы её существования было то, как христиане реагировали на болезни, страдания и смерть. Позиция церкви произвела такое сильное впечатление на римское общество, что даже языческие римские императоры приказывали языческим священникам, чтобы они усилили свою роль.

Так что же христиане делали по-другому, что потрясло Римскую империю? И чему ранняя церковь может научить нас в свете распространения коронавируса?

Реакция нехристиан на эпидемии

В 249–262 гг. н.э. западная цивилизация была опустошена одной из самых смертоносных пандемий в истории. Точная причина возникновения чумы не установлена, но говорят, что в разгар эпидемии Рим терял примерно 5 000 человек в день. Один из очевидцев, епископ Александрийский Дионисий, писал, что хотя чума не различала христиан и нехристиан, «нехристиане пострадали больше». Отмечая разницу между христианской и нехристианской реакцией на чуму, он говорит о нехристианах в Александрии:

«При первых признаках болезни они отталкивали страдальцев и убегали от самых дорогих и близких, бросали их на дорогах ещё живыми и относились к непогребённым трупам как к грязи, надеясь тем самым предотвратить распространение и заражение смертельной болезнью; но, даже делая всё возможное, им было трудно избежать заражения».

Хроники тех лет подтверждают этот рассказ. Сто лет спустя император Юлиан попытался обуздать рост христианства после чумы, возглавив кампанию по созданию языческих благотворительных организаций, которые повторяли работу христиан. В письме 362 г. н.э. Юлиан жаловался на рост христианских церквей и говорил, что эллинисты должны были соответствовать христианам в добродетели. Он обвинял христиан в «благосклонности к нуждающимся, заботе о могилах умерших и притворной святости». В другом месте он писал: «Ибо это позор, что … нечестивые галилеяне [христиане] поддерживают не только своих бедных, но и наших».

И хотя Юлиан ставил под сомнение мотивы христиан, его недовольство делами эллинистических благотворительных организаций подтверждает, что усилия язычников в значительной степени не соответствовали христианским стандартам служения больным и бедным, особенно во время эпидемий. По словам социолога Родни Старка, автора «Возрождения христианства», это происходит потому, что «во всём, в чём [Юлиан] призывал языческих священников соответствовать христианским практикам, результатов было мало или вообще не было, потому что не было доктринальных основ или традиций, на которые они могли бы опираться».

Реакция христиан на эпидемии

Если реакция нехристиан на чуму характеризовалась самозащитой, самосохранением и стремлением избегать больных любой ценой, то христиане поступали как раз наоборот. По словам Дионисия, чума служила «школой и испытанием» для христиан. В подробном описании того, как христиане отреагировали на чуму в Александрии, он пишет, как «лучшие» из них с честью служили больным, пока сами не заразились болезнью и не умерли:

«Большинство наших братьев-христиан проявили безграничную любовь и верность, никогда не щадя себя и думая только о других. Не обращая внимания на опасность, они взяли на себя заботу о больных, заботясь о каждой их нужде и служа им во Христе, и вместе с ними ушли безмятежно счастливыми; ибо они были заражены болезнью от других, принимая на себя недомогания ближних и с радостью принимая их страдания».

Подобным же образом в биографии епископа Карфагенского Киприана рассказывается, как епископ напоминал верующим о служении во время чумы не только братьям-христианам, но и нехристианам:

«Нет ничего примечательного в том, чтобы заботиться только о своем народе с должным вниманием и любовью, но чтобы стать совершенным, таким, кто делает больше, чем язычники или мытари, кто, преодолевая зло добром и проявляя милосердную доброту, подобную Божьей, должен любить и своих врагов… Так, чтобы добро было сделано всем людям, а не только верующим».

Влияние этого служения было двояким: (1) христиане, жертвуя жизнью за своих собратьев, удивили неверующих, поскольку те стали свидетелями любви, какой никогда не видели (Евангелие от Иоанна, глава 13, стих 35), и (2) плодом жертвы христиан за нехристиан стало то, что ранняя церковь переживала экспоненциальный рост. Неверующие, которые остались в живых благодаря заботе христиан, массово обращались в христианскую веру.

Христианский ответ на коронавирус

Стараясь понять, как реагировать на коронавирус, обратите внимание, что нехристиане в Римской империи делали акцент на самосохранении, в то время как ранняя церковь делала акцент на бесстрашном, жертвенном служении. Нехристиане бежали от эпидемий и оставляли близких, опасаясь неизвестности, а христиане шли навстречу болезни и служили как христианам, так и нехристианам, видя в этом возможность распространять Евангелие и служить примером любви, подобной Христу.

А как мы могли бы применить такое отношение перед лицом COVID-19, чтобы отличаться на фоне всего мира в том, как мы реагируем на растущую эпидемию? Возможно, мы начнем с того, что будем сопротивляться страху, который приводит к панике в обществе, демонстрируя мир и спокойствие в условиях растущей тревоги.

Возможно, мы могли бы жертвенно служить ближним, разумно следуя советам медиков, чтобы помочь замедлить распространение болезни. Вместо собственного здоровья мы должны отдавать предпочтение здоровью других, особенно наиболее уязвимых граждан, проявляя осторожность, не допуская чувства страха, не поддаваясь истерии или дезинформации. Это может нам чего-то стоить: отмена поездок или запланированных мероприятий, или даже самоизоляция, если мы посчитаем, что подверглись опасности — но мы должны принимать эти жертвы с радостью.

«Люди не подумали бы, что это время для праздника», — сказал Дионисий об эпидемии своего времени. «Но это совсем не время беды, это время невообразимой радости». Для ясности скажем, что Дионисий не радовался смерти и страданиям, сопровождающим эпидемии. Скорее, он радовался возможности, которую предоставляют такие обстоятельства для испытания нашей веры — выйти из зоны комфорта ради любви и служения ближним, распространяя евангельскую надежду, как на словах, так и на деле, во времена великого страха.

Автор: Мозес Ли, магистр богословия, осенью 2020 года планирует открыть пресвитерианскую церковь в штате Мэриленд (США). Он автор книги «Услышь нас, Эммануил: ещё один призыв к расовому примирению и единству в церкви» (White Blackbird, 2020) и соавтор книги об азиатско-американском пресвитерианстве.

Источник: The Gospel Coalition

Перевод Ирины Литвиновой для сайта РЦХВЕ

Предыдущая статьяСледующая Статья
Комментарии
  • Disqus
  • Facebook
  • Google Plus
3.2k 
3.6K 
6.4k 
496 
900